понедельник, 4 апреля 2011 г.

Кто же выдаёт желаемое за действительное?

Читая о сущности и происхождении религии в работах немецкого философа Л.Фейербаха (1804–1872), вдохновлявшего классиков марксизма-ленинизма, параллельно наткнулся на высказывание современного атеистического философа Томаса Нагеля (Thomas Nagel):
Я хочу, чтобы атеизм был истиной, и мне тяжело примирится с тем, что некоторые из известных мне умнейших и образованнейших людей – верующие. Дело не в том, что я не верю в Бога и, естественно, надеюсь, что Его нет. Я просто не хочу, чтобы Он был.
На фоне этого очевидно, что утверждение Фейербаха, равно как и многих его единомышленников о том, что религия – это лишь воплощение фантазий человека, его устремлений, желаний и потребности его души, работает и в обратную сторону: если одни люди испытывают потребность в Боге, то другие – в том, чтобы Его не было. Причём последних – подавляющее большинство. Вряд ли сами атеисты согласятся с тем, что их желание, чтобы ни Бога, ни жизни после смерти не было, делает атеизм лишь плодом их фантазии.
Не говоря уже о том, что из потребности людей в Боге отнюдь не вытекает иллюзорность веры. Как раз наоборот: Quia fecisti nos ad te et inquietum est cor nostrum donec requiescat in te./«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (блаж. Августин).
.

вторник, 15 февраля 2011 г.

Интересные наблюдения со стороны...

С интересом и удовольствием прочитал статью Давида Столинского (еврея, чьи предки много лет назад иммигрировали в Соединённые Штаты из России, где его матери пришлось пережить погром 1905 г., во время которого их прятала у себя дома христианская семья) Is America a Christian Country? Цитировать можно было бы, без преувеличения, едва ли не всё подряд; я выбрал лишь несколько отрывков:

...if no one speaks up against abortion or euthanasia, there may be no one left to speak up against something worse. Churches are rather like the police we must put up with traffic tickets if we expect their help when killers break into our homes.

...our complaint against the Churches during the Nazi era is that they interfered too little in politics. Luckily, there was no G.C.L.U. (German Civil Liberties Union) to block even these efforts.
(намёк на пресловутый A.C.L.U. (American Civil Liberties Union) – «правозащитную» организацию с ярко выраженным антихристианским характером, стремящуюся, под эгидой отделения Церкви от государства, вытеснить христианство из всех сфер общественной жизни)

The reason we fear to go out after dark is not that we may be set upon by bands of evangelicals and forced to read the New Testament, but that we may be set upon by gangs of feral young people who have been taught that nothing is superior to their own needs or feelings.
(интересно, решились бы это оспорить те, кто утверждает, будто бы христианство никоим образом не влияет на уровень преступности?)

As a Jew, I occasionally felt mild discomfort living in a Christian country. As a human being and a Jew, I frequently feel real fear living in a post Christian country.

воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Из будущей книги - глава о Божественности Христа

Вопреки утверждению одного из персонажей Дэна Брауна о том, что До этого исторического момента (I Вселенского Собора. – H.) Иисус рассматривался Его последователями как смертный пророк... человек, безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек, исторические факты говорят о прямо противоположном. Помимо огромного количества явных указаний на Божественную природу Христа в Св.Писании и у Ранних Отцов Церкви (до IV в. и, стало быть, указанного Собора), интересный материал даёт эпиграфия, а именно латинские надгробные надписи, обнаруженные на древнехристианских кладбищах и в катакомбах (информация взята из Christian epigraphy; an elementary treatise, with a collection of ancient Christian inscriptions mainly of Roman origin by Orazio Marucchi: Cambridge University Press, 1912.):

IN D(EO) CHRISTO
«В Боге Христе»
Надгробная надпись на кладбище в Кириаке. Латеранский музей, Рим


IN DOMINO NOSTRO D(EO) C(HRIS)T(O)
«В Господе нашем Боге Христе»
Надпись из римских катакомб. Музей Коррера, Венеция

понедельник, 24 января 2011 г.

«Подавляющих истину неправдою...» (Рим.1:18)

В течение многих лет дискутируя с воинствующими атеистами на различных форумах, я постоянно нахожу подтверждение словам одного из моих любимых проповедников Пола Вошера:
Realize this about the Gospel: ...The problem is never the intellect, but the will. I do not believe that the Bible gives any room for atheism! There are liars and God-haters who push the truth out of their minds but there are no such things as “atheists”. For although they knew him... (Romans 1:21). Like a man who hides his head in the sand to avoid a charging rhino, modern man denies the truth of a righteous God and moral absolutes in hopes of quieting his conscience and putting out of his mind the judgment that he knows must come.
Пожалуй, точнее и не скажешь...

четверг, 23 декабря 2010 г.

Религия - источник войн?

Любителям обвинять религию в том, что она была причиной большинства войн в истории человечества, будет, наверное, интересно узнать, что согласно «Энциклопедии войн», составленной Чарльзом Филипсом и Аланом Ахельродом (Encyclopedia of Wars by Charles Phillips and Alan Axelrod), из 1763 войн только 123 (7%) имели в своей основе конфликт на религиозной почве; половина из этого числа (66) была так или иначе связана с исламом.
Остаётся лишь добавить, что самые кровопролитные войны в истории – Первая и Вторая мировые – с религией не были связаны никоим образом.

среда, 8 декабря 2010 г.

Об одном античном материалисте

Разбирая у себя книжные завалы, наткнулся на каким-то чудом сохранившийся у меня со студенческих лет изданный Ленинградским университетом старый учебник латинского языка под редакцией знаменитого филолога и историка античности А.И. Доватура (1897–1982), который я считал уже безнадёжно утраченным.
С удовольствием его полистав (знаменитая ленинградская школа классической филологии!), на стр. 182 в разделе «Избранные места из произведений латинских авторов» обнаружил нечто, напрямую не относящееся к латинскому языку как таковому, но показавшееся мне весьма интересным. В краткой аннотации к поэме философа-материалиста Тита Лукреция Кара (ок. 98-55 г. до н.э.) «О природе вещей» читаем, что в ней «описываются явления природы, которым даётся истолкование с позиций античного материализма; критикуются религиозные предрассудки и суеверия». Но вот далее, на той же странице, выясняется, что «Во вступлении к 1-й книге, являющемся одновременно введением ко всей поэме, Лукреций прославляет богиню Венеру как животворную силу, способную водворить на земле мир». Заинтересовавшись воспевающим хвалу Венере материалистом, которого сам Маркс назвал «свежим, смелым, поэтическим властителем мира» (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 169), я решил побольше узнать о нём самом и его взглядах.
Будучи одним из крупнейших представителей атомистического материализма и последователем Эпикура, Лукреций учил, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве – что-то похожее, насколько я помню, было в советском учебнике Природоведения 4-го класса («Природа никем не создана, она была и будет»). Абсурдность идеи безначального ряда событий во времени и вообще реальной бесконечности достаточно убедительно продемонстрировал философ Уильям Крейг (William Lane Craig) – впрочем, это должно быть и без того очевидным. Далее, как утверждал Лукреций, всё существующее, включая живые организмы, возникло в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных элементов, без какого-либо божественного вмешательства – конечно, упрекать человека, жившего более двух тысяч лет назад, в незнании Второго закона термодинамики было бы не очень справедливо, однако элементарный здравый смысл, всё-таки, должен был бы подсказать ему, как философу, что самопроизвольное, без какого бы то ни было внешнего воздействия возникновение чего бы то ни было (тем более сложнейших живых организмов!) – далеко не самое адекватное объяснение бытия. В Послании к Римлянам говорится о том, что простое созерцание творения должно привести к выводу о присутствии Разумного Творца: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (1:20); отвергающие же это естественное откровение не имеют никаких оправданий: «так что они безответны». Понятно, что греко-римские боги, являясь плодом человеческой фантазии и воплощением человеческих же пороков (в промежутками между вкушением нектара и амброзии обитатели Олимпа только и делали, что предавались разврату и склокам), на эту роль явно не подходят – «религиозные предрассудки и суеверия» античного мира вызывают у меня отнюдь не больше восторга, нежели у самого Лукреция. Однако, отказавшись от примитивного язычества (да и то не полностью, о чём весьма красноречиво иллюстрирует его прославление Венеры как источника жизни всего сущего), Лукреций так и не смог подняться выше вульгарного материализма, пытаясь объяснить бытие не Первопричиной, а некой «случайностью». Впрочем, современные материалисты не слишком далеко от него ушли, будучи также не в состоянии придумать никакого другого объяснения. «Бытие Божие — это не та гипотеза, в которой атеист не нуждается. Это та гипотеза, которая ему категорически запрещена» (Худиев С. Атеизм глазами христианина).
Лукреций стремился создать философию, которая могла бы дать человеку невозмутимость и безмятежность духа – что он и сделал, «доказав» чисто материальную основу мира и смертность души. Ну а затем покончил жизнь самоубийством.

P.S. (для интересующихся латынью) А вот сам учебник (Латинский язык: Учебник для университетов / Отв. ред. А. И. Доватур. – 2-е изд.-Л., 1974) я бы рекомендовал тем, кто собирается заниматься самостоятельно и хочет овладеть основами языка – он как раз ориентирован на студентов-заочников (как, впрочем, и известный учебник Н. Л. Кацман и З. А. Покровской – это уже другая школа). Правда, искать его, вероятно, придётся у букинистов – последний раз он был переиздан в 2005 г. (3-е издание).

четверг, 2 декабря 2010 г.

Memento mori (продолжение)

Очень понравился один из куплетов в «Пляске смерти» – популярном сюжете средневекового западноевропейского искусства (о нём я писал ранее) и я попробовал его перевести.
Смерть зовёт с собой одного из персонажей:

Come, this is no abiding-place,
This sinful world, so void of grace;
Be comforted, if heaven's thy lot;
Ah happy man! for who would not
Barter this globe, and all therein,
The meanest place in heav'n to win?

Пойдём со мной без промедленья:
В сём мире грешном нет спасенья;
Утешься, ждёт тебя обитель,
Что приготовил Искупитель.
Ужель ты будешь сожалеть,
О радостях земных скорбеть?