четверг, 29 июля 2010 г.

«Наука не может помочь атеизму»

Только что вернулся из своего любимого города – Санкт-Петербурга, который не перестаёт манить своим великолепием и романтикой. Едва ли не каждый второй дом в исторической его части хранит воспоминания о своих знаменитых обитателях. В доме №46 на 9-й линии Васильевского острова жил русский философ Александр Иванович Введенский (1856–1925).


С 1890 года и до конца жизни А.И. Введенский был профессором Петербургского университета, где читал курсы логики, психологии, истории философии; его знаменитый труд «Логика как часть теории познания» и сейчас можно увидеть на полках книжных магазинов. Он был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем на протяжении многих лет с момента основания, неоднократно участвовал в философских диспутах, где выступал против материализма и марксизма. В своей лекции «Условия допустимости веры в смысл жизни», Введенский делает вывод: или надо отказаться от веры в смысл жизни (а с ним и в смысл нравственного закона), или же, веря в него, надо верить и в личное бессмертие.
В 1922 году им был прочитан доклад «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», опубликованный в журнале «Мысль» №2, где он отвечает на вопрос: Какова грядущая судьба веры в Бога? Исчезнет ли она с распространением научного знания?
«Как бы широко ни распространялись научные знания, и как бы ни напрягал атеизм свои силы, вера в Бога никогда не исчезнет. Наука не может помочь атеизму. Ведь та наука, которая составляет наиважнейший отдел философии, и которую называют теорией познания или гносеологией, уже давно (примерно 150 лет назад) выяснила, что вопрос о существовании Бога чисто научным путём навсегда неразрешим ни в ту ни в другую сторону, т.е. ни утвердительно, ни отрицательно. Чисто научными доводами нельзя доказать ни того, что Бог есть, ни того, что Его нет. И в то и в другое можно только веровать, причём наша вера и в том и в другом случае будет неопровержимой, т.е. нисколько не противоречащей ни логике, ни данным в опыте фактам; но её нельзя обратить в доказанное знание. Поэтому с научной точки зрения атеизм тоже есть вера, как и допущение существования Бога, именно — вера в несуществование Бога, а вовсе не знание. Таким образом, научность миросозерцания, во имя которой стараются навязать нам атеизм, ещё не требует отречения от веры в Бога».
«Атеизм не в состоянии указать такой факт в природе, который исключал бы возможность допускать существование Бога. Поэтому атеизм остаётся настолько же недоказуемым, как и допущение существования Бога».
«Атеизм вовсе не порождение науки: он только цепляется за науку в ошибочной надежде найти в ней средство для самозащиты».
Неудивительно, что данная статья была подвергнута в советской печати острой критике, имя А.Введенского впоследствии было предано забвению, а его работы не переиздавались.

понедельник, 15 марта 2010 г.

Ответы а типичные возражения, часть IX: «О тех, кто не знал... или просто не хотел?»

Как верующие, так и находящиеся вне Церкви, нередко задают вопрос:
А что будет с теми, кто никогда не слышал Евангелия? Ведь за всю историю человечества таких людей было миллионы.
Ответ: Богословы по-разному рассуждают об участи тех, кто не имел возможности услышать Благую Весть. Одни настаивают на доктрине абсолютного предопределения, согласно которой из всего падшего человечества Бог избрал к спасению лишь некоторых, которым даровал веру и покаяние, другие же считают, что Искупление каким-то образом может вмениться и тем, кто не знал Христа, но внимал естественному откровению («Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Посл. к Римлянам 1:19-20)) и голосу совести («Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Посл. к Римлянам 2:14-15)), ибо любящий и справедливый Бог не может осудить человека на вечную погибель только потому, что он родился не в том месте и не в то время. Я не возьму на себя смелость поставить точку в многовековом споре, однако я верю словам Св.Писания о том, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1-е Посл. к Тимофею 2:4), «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-е Посл. Петра 3:9.), как и в то, что спасение только во Христе и никаких других путей нет и быть не может: «и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Апостолов 4:11-12). Возможно, отчасти правы те, кто предполагает, что всеведущий Бог, зная, что некоторые люди не уверовали бы ни при каких обстоятельствах, допустил им родиться в тех условиях, в которых им и не дано было о Нём услышать. Каков бы ни было ответ на этот вопрос, я уверен, что Бог предусмотрел это лучше нас, поскольку Он есть и Любовь и абсолютная Справедливость. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:25). Те же, кто действительно хотят обрести Истину, обретут её, какими бы долгими и мучительными ни были поиски: «Ищущим Его воздаёт» (Посл. к Евреям 11:6). Бога искали и находили там, где господствовала агрессивная атеистическая пропаганда, и любые, даже малейшие проявления богоискательства высмеивались и подавлялись на корню со всей мощью пресловутого административного ресурса; Его находили там, где приход к вере означал гонения и смерть. Как писал недавно убиенный свящ. Даниил Сысоев («Могут ли спастись некрещеные?»), «Те, кто не ищут Истину, те её и не находят. А те, кто ищут, тех обязательно Бог приведет к ней... для Бога не существует «объективных причин», чтобы не донести слово спасения».
Беспокоится надо не об этом. Огромное количество людей, по крайней мере, в нашем обществе, очевидно, не принадлежит к числу тех, кто не имел возможности услышать Евангелие: церкви, храмы, кирхи, в большинстве случаев, находятся в пределах досягаемости, Библия и христианская литература зачастую раздаётся едва ли не бесплатно, а уж наличие Интернета открывает свободный доступ к любой информации (не только к on-line играм, видеороликам, музыке и... скажем так, файлам *.jpg). По сравнению с теми временами, когда, не имея верующих родных или знакомых, о вере можно было узнать разве что из «Настольной книги атеиста» (до сих пор храню как реликвию – с неё я начинал свой путь к Богу) и тому подобных источников (хотя, при желании, кому надо доставали и контрабандные Библии, и другие книги, равно как и находили тех, кто мог рассказать им о Христе и ответить на вопросы), сейчас в изобилии материала легко потеряться. Многие ли этим воспользовались? Увы, нет. Кратковременный интерес (или, скорее, мода) в начале «перестройки», когда люди хватались за всё запретное, сменился апатией, а то и откровенным цинизмом. Подавляющее большинство настроено по отношению к христианству либо враждебно, либо подчёркнуто безразлично (сюда можно отнести и тех, чья «духовная жизнь» ограничивается формальным участием в абсолютно бессмысленных для них обрядах – просто потому, что «так принято» или «на всякий случай»), что и проявляется во всех сферах жизни общества, погрязшего во всевозможных пороках. Проблема не в недоступности информации, а в том, что она оказывается невостребованной. Имеет ли место простая интеллектуальная лень (довольно редко попадаются мне атеисты, прочитавшие хоть какую-нибудь литературу по христианской философии или апологетике, или даже поверхностно знакомые с предметом хотя бы настолько, чтобы не шокировать своей агрессивной дремучестью) или же просто любовь ко греху и нежелание принять Божии стандарты («На фиг такую религию!» – заявил мне на днях один атеист, узнав об отношении христианства к разводам) – не суть важно. Слова богодухновенного автора «Нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Посл. к Римлянам 3:11) актуальны до сих пор.
Проблема не в том, что кто-то не знает Истину, а в том, что не хочет её знать. «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Евангелие от Иоанна 5:40). И если мы можем лишь предполагать, что произойдёт с теми, кто никогда не слышал Евангелия, доверившись их Творцу и Искупителю, умершему за грехи всего мира, то для имевших возможность услышать Слово и пренебрегших ею, а тем более отвергнувших дар спасения, уже не остаётся никакой надежды.

вторник, 23 февраля 2010 г.

«Зелёная инквизиция» или Кто чьей свободе угрожает?

Было бы смешно, если бы не было грустно: как сообщает портал IsraelReport.ru, после того, как научный руководитель израильского министерства образования д-р Габриэль «Габи» Авиталь посмел усомниться в научной обоснованности теории эволюции и глобального потепления, посягнув тем самым сразу на двух «священных коров» лево-либеральной псевдонауки, да ещё сравнил движение «зелёных» с религией, борцы за сохранение окружающей среды и некоторые ученые потребовали его увольнения на том основании, что он... представляет собой опасность для свободы исследований.
Похоже, либералы считают само собой разумеющимся, что свобода относится только к ним, когда пропагандируются их воззрения, которые по умолчанию должны быть признаны за истину в последней инстанции; любая же критика, альтернативные взгляды (в первую очередь – иудео-христианские) и даже просто сомнения должны быть подавлены на корню. Вообще, подобное отношение к свободе очень напоминает старый советский анекдот: «Вот у нас свобода, – говорит американец. – Я могу выйти на улицу и кричать "долой Рейгана!"» – «Подумаешь! – отвечает русский. – Я тоже могу выйти на улицу и кричать "долой Рейгана!"». Рассуждая больше всех о свободе и правах человека, либералы, при первой возможности, своих оппонентов этой же свободы и лишают.

пятница, 19 февраля 2010 г.

Ответы на типичные возражения, часть VIII: «Греши и кайся»

Ещё один довольно распространённый аргумент, имеющий своими корнями обычное невежество (или лукавство?):
Христианство даёт лицензию на любые злодеяния: можно делать всё, что угодно, а потом пойти в церковь и «отмолить» грех (пожертвовав деньги и т.п.).
Ответ: Надо сказать, что так думают, к сожалению, не только атеисты, но и многие, на словах исповедующие христианство (как правило, не по глубокому внутреннему убеждению, не в результате духовных поисков, а исключительно «по традиции»). И не только думают, но и живут соответственно. И в этом нет ничего удивительного: поголовно массовое, традиционное христианство (независимо от конфессии) становится той самой «солью, потерявшей силу» (Евангелие от Матфея, 5:13), от которой остаётся одно только название; при отсутствии духовного рождения (Евангелие от Иоанна, 3 гл.) и спасающей веры, которая обязательно должна проявляться в повседневной жизни (Посл. Иакова, 2:14–26), оно теряет своё внутреннее содержание и превращается в бессмысленную формальность, давая лишний повод хулителям.
Истинное покаяние (греч. μετάνοια – «перемена ума»), с проповеди которого начинал Своё земное служение Иисус Христос, неразрывно связано с обращением и подразумевает полное изменение своего отношения ко греху и отказ от него – в противном случае вера становится самообманом. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Посл. к Евреям 10:26).
Прощение даруется только тем, кто действительно покаялся, возненавидев грех, и уверовал в Спасителя; его невозможно купить за деньги, равно как и «отмолить», если в сердце осталась любовь ко греху.

суббота, 6 февраля 2010 г.

Memento mori (продолжение)

С любезного разрешения Джеймса Пресслера (James Pressler), Virtually Baroque, помещаю сюда ссылку на одно из своих любимых произведений – хоральную прелюдию И.-С. Баха «Все люди должны умереть»:

Alle Menschen müssen sterben, BWV 643

German:
Alle Menschen müssen sterben,
alles Fleisch vergeht wie Heu,
was da lebet, muss verderben,
soll es anders werden neu.
Dieser Leib, der muss verwessen,
wenn er ewig soll genesen
der so grossen Herrlichkeit,
die den Frommen ist bereit.

English:
Hark! a voice saith, all are mortal,
Yea, all flesh must fade as grass,
Only through Death's gloomy portal,
To a better life ye pass,
And this body formed of clay
Here must languish and decay,
Ere it rise in glorious might,
Fit to dwell with saints in light.
--Tr. C. Winkworth

воскресенье, 20 декабря 2009 г.

«Сперва хочу вам в долг вменить на курсы логики ходить»

Долго колебался, прежде, чем поместить в заголовок слова гётевского Мефистофеля, который, выдавая себя за Фауста, давал наставление свежеприбывшему студенту, однако для многих этот совет был бы очень кстати: мне нередко приходилось сталкиваться с весьма категоричным заявлением, что христианская вера несовместима с логикой. Причём эта очевидная глупость (впрочем, как и многие другие) воспринимается многими, как нечто само собой разумеющееся и не требующее ни только какого бы то ни было обоснования, но и даже знакомства как с христианством, так и с самой логикой. И поскольку полезность этой науки сложно переоценить, а в наше время, к сожалению, ей не уделяется такого внимания, как это делалось в «дремучем средневековье» (именно с неё начиналось обучение в университетах), то с удовольствием предложу всем интересующимся самый что ни на есть классический учебник логики, который использовался на протяжении целого столетия в Оксфорде, а также был основным в других университетах, включая Кембридж и Гарвард. Находится он в свободном доступе в любом удобном для чтения виде (хотя лично я предпочёл в своё время заказать его из Англии, благо стоило это совсем недорого): Logic, or The Right Use of Reason in the Enquiry After Truth With a Variety of Rules to Guard Against Error in the Affairs of Religion and Human Life, as well as in the Sciences. Правда, автором его был... нонконформистский пастор и автор нескольких сотен христианских гимнов Исаак Уоттс (Watts, Isaac), (1674–1748) – видимо, ни ему, ни руководству лучших университетов было не дано понять, что «христианство с логикой несовместимы»...
Ну а тем, кто осилит эту книгу, возможно, ещё более интересным покажется продолжение: The improvement of the mind: or, a supplement to the art of logic: containing a variety of remarks and rules for the attainment and communication of useful knowledge in religion, in the sciences, and in common life, в котором автор даёт весьма полезные советы по наблюдению за окружающим миром (Исаак Уоттс был также автором учебника по астрономии и географии), приобретению знаний, грамотному чтению и анализу прочитанного, улучшению памяти, изучению иностранных языков, ведению дискуссий и многому другому (доступен также краткий конспект, позволяющий получить общее представление о книге).

среда, 23 сентября 2009 г.

О вере отцов (мысли на проповедь Ч. Сперджена «Призыв к святой жизни»)

Нередко приходится слышать что-то вроде «Вы предали веру отцов», «Ваша вера – нерусская» или «Я не могу изменить вере своих предков». Если задуматься над этими словами, то они означают буквально следующее: «Меня не интересует ни воля Божия, ни Истина, мне важно то, как верили наши отцы и деды, заблуждались они или нет». Вера в Бога, таким образом, заменяется «верой в веру отцов» (или «культом предков»), а Ему Самому отводится роль ничего не значащего наблюдателя-статиста. При этом то, что называется верой, во многих случаях весьма успешно соседствует с жизнью во грехе, нелепыми суевериями и полным безразличием к духовным вопросам.
Когда речь идёт о вопросах взаимоотношений человека с Богом, то цена ошибки слишком велика, чтобы подходить к этому столь легкомысленно, руководствуясь не самой Истиной, а тем, как к ней относились другие, хотя бы и предки. Заблуждение не оправдывается и не становится истинным из-за того, что оно искреннее и сознательное; но и формально правильный выбор, сделанный с неправильными мотивами, приведёт к столь же печальным и необратимым последствиям.
Христианскую веру невозможно унаследовать от родителей, к ней нельзя приобщиться в силу принадлежности к «христианской» культуре. В Царство Небесное невозможно заплыть по течению, туда не войти вместе с толпой. Христианином нельзя родиться, им можно только стать через веру в Иисуса Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Евангелие от Иоанна 1:12-13).