пятница, 19 февраля 2010 г.

Ответы на типичные возражения, часть VIII: «Греши и кайся»

Ещё один довольно распространённый аргумент, имеющий своими корнями обычное невежество (или лукавство?):
Христианство даёт лицензию на любые злодеяния: можно делать всё, что угодно, а потом пойти в церковь и «отмолить» грех (пожертвовав деньги и т.п.).
Ответ: Надо сказать, что так думают, к сожалению, не только атеисты, но и многие, на словах исповедующие христианство (как правило, не по глубокому внутреннему убеждению, не в результате духовных поисков, а исключительно «по традиции»). И не только думают, но и живут соответственно. И в этом нет ничего удивительного: поголовно массовое, традиционное христианство (независимо от конфессии) становится той самой «солью, потерявшей силу» (Евангелие от Матфея, 5:13), от которой остаётся одно только название; при отсутствии духовного рождения (Евангелие от Иоанна, 3 гл.) и спасающей веры, которая обязательно должна проявляться в повседневной жизни (Посл. Иакова, 2:14–26), оно теряет своё внутреннее содержание и превращается в бессмысленную формальность, давая лишний повод хулителям.
Истинное покаяние (греч. μετάνοια – «перемена ума»), с проповеди которого начинал Своё земное служение Иисус Христос, неразрывно связано с обращением и подразумевает полное изменение своего отношения ко греху и отказ от него – в противном случае вера становится самообманом. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Посл. к Евреям 10:26).
Прощение даруется только тем, кто действительно покаялся, возненавидев грех, и уверовал в Спасителя; его невозможно купить за деньги, равно как и «отмолить», если в сердце осталась любовь ко греху.

6 комментариев:

karlotta комментирует...

Мне кажется, что это одно из тех тонких мест. Главная проблема в "перемене ума" состоит в том, что приходится сжиться с собой с прежним. Свое новое "я", или свое критическое "я", представляется более веской инстанцией чем инспирированный религией высший авторитет.

Hermit комментирует...

Опять-таки, я не совсем улавливаю Вашу мысль, но... Вы не слышали о рождении свыше?

karlotta комментирует...

нет. не слышала. но о чем я? мне видится в вопросе покаяния двоякость: находить ли источник совести, если хотите - совести, внутри себя, либо же вне себя. И в обращении с покаянием к богу, опять же видится перекладывание ответственности за прощение на более высокую инстанцию. изменить образ мысли самому, без оглядки, очень сложно и ещё сложнее, повторюсь, принять себя прежнего

Hermit комментирует...

Естественно, покаяние обращено к Богу, а не к себе любимому. А как иначе? Просьба о прощении направлена всегда вовне - к тому, кого мы оскорбили, огорчили и т.д. И само прощение даётся не мифическим "источником совести внутри себя", а тем, у кого мы его просим. Любой грех - это грех против Бога, стало быть, с покаянием мы идём к Нему, и прощение, соответственно, даруется Им же. Да, изменить самому образ мыслей сложно, я бы сказал - невозможно, именно поэтому я и написал о том, что христиане называют рождением свыше или обращением. А принимать себя прежнего, т.е. нераскаявшегося, непрощённого грешника - увольте. "Отвергнись себя" (Мф.16:24), "Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17).

drinian комментирует...

Думаю, что очень важным вопросом здесь является также в чем следует каяться. Знаю многих людей, которые считают, что если они не убивают и не ворут особо, то и каяться не в чем.

Hermit комментирует...

Да, так и есть: многие просто не осознают ни собственной греховности, ни святости Божией. Что, впрочем, вполне закономерно: без действия Духа Святого этого не понять.