суббота, 14 апреля 2012 г.

Если Христос не воскрес (размышления на 1 Кор. 15 гл.)

Если Христос не воскрес, то вся христианская вера теряет смысл. Любая религия может претендовать на истину — но только не христианство.
Если Христос не воскрес, то Апостолы и Евангелисты были лжесвидетелями и бессовестными обманщиками.
Если Христос не воскрес, то они оказались ещё и безумцами, пожертвовав своей жизнью за ими же выдуманную сказку и не отрёкшись от неё даже перед лицом смерти.
Если Христос не воскрес, то верующие всё ещё во грехах — нет никакого искупления, никакого прощения; умершие с верой во Христа погибли навечно, поскольку уповали на ложь.
Если Христос не воскрес, то верующие в Него — самые несчастные люди на земле.
Если Христос не воскрес, то смерть так и не побеждена. С окончанием земной жизни всё закончится, и единственной разумной философией остаётся гедонизм: брать от жизни всё, ибо она одна и скоро закончится.
Если Христос не воскрес, то справедливость никогда не восторжествует, а зло не будет наказано; не будет никакого воздаяния ни праведным, ни злым.
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор.15:20)!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!

суббота, 25 февраля 2012 г.

Если бы у него была волшебная палочка...

Обнаружил интересное высказывание, сделанное одним из ведущих западных атеистов, Сэмом Харрисом:
«Если бы у меня была волшебная палочка и я мог бы уничтожить либо изнасилования, либо религию, я бы, не колеблясь, уничтожил религию»
Примечательно, что заявление вызвало весьма негативную реакцию даже у его единомышленников, один из которых не поленился пообщаться на эту тему с другими атеистами (женщинами), в прошлом оказавшихся жертвами изнасилований, и поинтересоваться их мнением на этот счёт. Больше всего его возмутил тот факт, что многие атеисты считают, что мнение самих жертв изнасилований в данном контексте вообще нерелевантно. Впрочем, по словам того же Харриса, there's nothing more natural than rape. Какие там ещё жертвы, чего их спрашивать?
Как очеь мудро заметил Блёз Паскаль, «Действительно, для религии достославно иметь врагами таких неблагоразумных людей; сопротивление их так неопасно для нее, что, напротив, служит к утверждению ее главных истин. Ибо христианская вера, главным образом, стремится установить два следующие положения: растление нашей природы и Искупление. А если они и не доказывают истины Искупления святостью своих нравов, то, по крайней мере, замечательным образом подтверждают растление природы такими неестественными чувствами.» (Блез Паскаль. Мысли о религии. Перевод с французского: С. Долгова. Публикуется по изданию: Паскаль. Мысли о религии. М.: Типография И. Д. Сытина и Ко, 1892).
А, всё-таки, хорошо, что у Харриса нет волшебной палочки.

среда, 11 января 2012 г.

О благе без Бога – мнение атеиста

Обнаружил интереснейшей высказывание Жана-Поля Сартра (1905–1980), известного французского философа, представителя атеистического экзистенциализма:

Экзистенциалисты... обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага a priori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди.
Достоевский как-то писал, что "если бога нет, то все дозволено". Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне...
С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки.
(из статьи Сергий Рыбаков, протоиерей. Анализ влияний некоторых религиозно-философских учений на развитие системы образования России)

понедельник, 9 января 2012 г.

Сколько ученых сожгли церковники?

Очень хорошая статья православного публициста Сергея Худиева (как раз только что у меня состоялся диспут на эту тему – как и следовало ожидать, безрезультатный):
На вопрос «Почему же миф об «ученых, сожженных церковниками», повторяется с таким упорством?» автор даёт, на мой взгляд, единственный правильный ответ: «Этому есть ряд причин — интеллектуальная лень, нелюбопытство, зашоренность, упорное нежелание признавать факты, противоречащие раз и навсегда принятым представлениям. Одним словом, косность и догматизм, которые атеисты так любят приписывать людям верующим».

вторник, 27 декабря 2011 г.

О Роберте Бойле

Практически все помнят из школьного курса физики закон Бойля-Мариотта (или, хотя бы, его название), но мало кто знает, что Роберт Бойль (1627-1691), способствовавший становлению химии как самостоятельной науки («Бойль делает из химии науку», – писал Ф.Энгельс в «Диалектике природы») и сумевший предсказать многие открытия современности, был также известен как богослов (cреди его трудов есть и апологетические, включая Some Considerations About The Reconcileableness Of Reason And Religion; To Which Is Added A Discourse Of Mr. Boyle About The Possibility Of The Resurrection). Чтобы читать Библию в оригинале, он специально изучил древнееврейский и греческий языки. Бойль также занимался учреждением духовных миссий и по завещанию оставил капитал для финансирования ежегодных чтений о Боге и религии – знаменитых «Лекций Бойля», которые продолжались регулярно до 1905 г. и возобновились с 2004 г. По мнению биографа Бойля, Майкла Хантера, религия была самой важной вещью в его жизнью. Считается, что именно его обращение послужило импульсом к занятию наукой: с её помощью он хотел прославить Бога.

P.S. Информации о религиозных убеждениях французского физика Эдма Мариотта (1620—1684), вторично сформулировавшего закон, мне найти не удалось, но, по крайней мере, известно, что он был настоятелем монастыря Св. Мартина.

понедельник, 21 ноября 2011 г.

Размышления о нравственности

Некоторые мысли по поводу услышанного в воскресной проповеди: «атеистическая нравственность» – это звучит просто глупо. Нравственность сама по себе – не самоцель; для верующего это необходимая составляющего пребывания в Царстве Божьем, нечто само собой разумеющееся. Не нравственность делает христианином (нет ничего более далёкого от истины, однако очень многие почему-то считают, что «быть христианином – значит вести нравственную жизнь»), а подлинная, спасающая вера делает человека нравственным. Это может влечь за собой неудобства, дискомфорт и даже страдания (чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно прочитать Нагорную проповедь), но никто и не обещал христианину лёгкой и беззаботной жизни, скорее наоборот: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Жить благочестиво в мире, где царствует грех и, самое главное, имея испорченную, склонную ко греху природу, не может быть легко по определению.
А вот зачем это атеисту? Кто, находясь в здравом уме, и не веря ни в вечную жизнь, ни в Нравственный Абсолют, будет утруждать себя следованием неизвестно кем и когда придуманным (с точки зрения атеиста) «заповедям» и бороться с несуществующим «грехом», накладывая на себя заведомо неподъёмное бремя? Можно, конечно, сколько угодно заниматься самообманом, внушая себе, что «я живу по совести, никому не делаю зла» и т.д., но на поверку оказывается, что такой «нравственности» не только слишком далеко до евангельских стандартов, но и хватает её зачастую лишь до поры до времени, пока она не начинает мешать. Жизнь-то одна, после смерти ничего нет, так ей надо насладиться сполна, взять от неё если не всё, то по максимуму...

вторник, 8 ноября 2011 г.

О трусости или Несостоявшаяся дуэль

Известный атеист Ричард Докинз в очередной раз отказался от публичных дебатов с не менее известным христианским философом д-ром Уильямом Л. Крейгом во время визита последнего в Англию. Основания, которые он привёл, были, на мой взгляд (да и не только на мой) весьма странными: то он заявляет, что будет дискутировать с оппонентом уровня не меньше епископа (подразумевая тем самым, что один из ведущих апологетов христианской веры, автор более 30 книг и почти 200 статей, опубликованных, в том числе и в светских изданиях, участник множества дебатов, не достоин его внимания – в то время как ранее Докинз неоднократно дискутировал и с теми, кто не обладал епископским саном), то утверждает, что Крейг просто хочет сделать себе рекламу, и он не собирается ему в этом содействовать (интересно, если бы Докинз разбил своего оппонента в пух и прах, разве было бы для последнего это рекламой? или он понимал, что шансов у него не так много?), то он отказывается на том основании, что Крейг «оправдывает геноцид» (речь идёт об истреблении хананеев, которое описывается в Ветхом Завете). Нежелание Докинза принимать участие в дебатах (причём одно из приглашений исходило от Британской гуманистической ассоциации) вызывает недоумение и тем фактом, что во время своего тура по Англии Крейг собирался выступать с обсуждением книги самого Докинза «Бог как иллюзия».
Неоднозначно был воспринят этот отказ и в стане союзников Докинза. В частности, д-р Дэниел Кейм, преподаватель философии в Оксфордском университете, прямо заявил в своём письме Докинзу, что с его стороны это может быть воспринято, как трусость, и даже опубликовал на эту тему статью в газете Guardian, которая, правда, вызвала резкую критику (состоявшую, по большей части, из злобных и презрительных нападок как на верующих вообще, так на Крейга в частности) со стороны многочисленного атеистического сообщества Великобритании.
Докинза, конечно, можно понять: подобный диспут мог действительно оказаться хорошей рекламой Крейгу, и не очень – самому Докинзу, поскольку диспуты с Крейгом далеко не всегда заканчивались благоприятно для его оппонентов, включая и ведущих представителей т.н. «нового атеизма». Так, после диспута с Кристофером Хитченсом (Christopher Hitchens), ещё одним известным атеистом, Luke Muehlhauser, бывший христианин, а ныне отступник, комментируя исход в своём блоге Common Sense Atheism, заметил:
"The debate went exactly as I expected. Craig was flawless and unstoppable. Hitchens was rambling and incoherent. Frankly, Craig spanked Hitchens like a foolish child."
А после диспута Крейга с Сэмом Харрисом (Sam Harris), о котором высоко отзывался сам Докинз ("As for religion... nobody wields a sharper bayonet than Sam Harris."), известный американский атеист Джон Лофтус (John W. Loftus) в своём блоге Debunking Christianity был вынужден признать:
"Bill has once again showed himself as the best debater of this generation."
Докинз не мог этого не знать и, вероятно, предпочёл не подвергать себя риску: слишком уж разные весовые категории.
Безусловно, как справедливо заметил в комментариях один из сторонников Докинза, он никому ничего не должен. Соглашаться ли на участие в диспуте, отказываться ли, в том числе и без объяснения причин – это его суверенное право. Однако, в академической среде испокон веков существуют определённые традиции, и учёный должен быть готов к тому, чтобы отстаивать свою точку зрения в полемике (в Средние Века без этого невозможно было получить учёную степень: диспуты в университетах носили обязательный характер). А к Докинзу, вышедшему на тропу войны с религией, это относится в первую очередь, поскольку в научном мире есть люди, категорические с ним не согласные и при этом готовые, как и положено христианам, «дать отчёт в своём уповании» (1 Пет. 3:15). Всячески избегая, причём под надуманными предлогами, диспута с ведущим представителем противоположного лагеря, Докинз не только показывает себя далеко не с самой лучшей стороны, но и косвенным образом признаёт, что ему, одному из ведущих атеистов современности, просто нечего противопоставить своему оппоненту.