среда, 13 мая 2015 г.

«Наших бьют!»

Стремление называющих себя христианами во что бы то ни стало выгородить «своих» («Это всё неправда! Такого не может быть!», «Ну и что? А вот у этих...»), оправдать любые их действия только потому, что они «наши» (ну или за «наших»), свидетельствует о том, что покаяния (греч. μετάνοια — «перемена ума») у них так и не произошло, поскольку метанойя меняет прежде всего мышление человека, его отношение к Богу, к себе, ко греху и к миру; у них же критерием истинности, различения добра и зла, как и у мирских, невозрождённых людей, остаётся своя референтная группа, т.е. некая общность, с которой они себя так или иначе отождествляют и которая является для них точкой отсчёта, эталоном — а не Бог и Его Слово. В их глазах она всегда права, неподвластна никакой критике и непогрешима. Именно она и является их богом.

среда, 29 апреля 2015 г.

«Странник я на земле»

Готовясь к проведению очередного занятию по латыни и подбирая примеры из латинской Вульгаты Иеронима Стридонского, случайно обратил внимание на перевод Пс. 118:19 («Странник я на земле»), который мне показался не совсем обычным: incola ego sum in terra. Дело в том, что существительное incola, насколько я помнил, всегда означало «житель», а вовсе не «странник». Решил проверить в более серьёзных словарях и обнаружил, что одно из значений incola — это «пришелец», в противоположность полноправному гражданину civis, т.е. тот, кто поселился в городе или его окрестностях, чтобы иметь возможность зарабатывать себе на жизнь ремеслом, земледелием или ещё чем-то подобным. Однако таковые не имели ни права голоса в народном собрании, ни права принятия каких-либо решений, они не могли занимать должности и даже служить в армии — они не были гражданами этого города, и были как лишены соответствующих привилегий, так и освобождены от некоторых обязанностей. Всё, что от них требовалось — это тихо заниматься своим делом, не нарушать существующие законы и не претендовать на то, что им не было положено. Естественно, с самим городом их практически ничего не связывало: он не был для пришельцев «своим»; его благополучие и процветание интересовало их лишь постольку, поскольку от этого зависели они сами и их семьи. Разумеется, такое положение дел пришельцев не устраивало, и они стремились к тому, чтобы добиться равных прав с гражданами; для многих это было самой заветной мечтой — ни на что другое рассчитывать им не приходилось, поскольку только гражданство давало им необходимые права и возможности.
Христианин — это тоже странник и пришелец: у него здесь нет ничего своего, идеалы, ценности мира ему чужды. Однако, в отличие от пришельцев, у которых вся жизнь — в мире сём, он имеет гражданство небесное, его родина, его отчизна — там, и потому он не будет стремиться стать гражданином «земного града», чтобы участвовать в его делах, не будет отдавать своего сердца тому, что тленно и не имеет вечной ценности. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14) ибо «наше жительство — на Небесах» (Флп. 3:20).

воскресенье, 29 марта 2015 г.

Memento mori (продолжение)

Надпись на картине: "Scio enim quod redemp­tor meus vivit in novissimo super pulvere stabit; et post pellem meam hanc, quam ab­s­t­raxe­runt, et de carne mea videbo Deum". — «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога»(Иов. 19:25-26).

Ганс Мемлинг (1430–1494)
Триптих Земной Тщеты и Божественного спасения (фрагмент)
Изображение находится в общественном достоянии

вторник, 24 февраля 2015 г.

Мысли...

Иисус Христос пришёл на землю не для того, чтобы избавить нас от проблем: наоборот, Он сказал, что у тех, кто примет Его, кто станет Его учениками, проблемы только начнутся:  «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21); «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). В мире, лежащем во зле, иначе быть и не может.

суббота, 31 января 2015 г.

О благодарности

Как вы думаете, из какой книги эта цитата?
"First, all glory and praise go to God, Who through His Son, Jesus Christ, makes all thing possible, and gives us the gift of eternal life".
«Командная строка Linux и shell-скрипты», автор — Richard Blum.
Читая заморскую IT-шную литературу по администрированию сетевого оборудования Cisco, а также по Windows, Linux и др. уже давно обратил внимание на один интересный факт: многие авторы, причём известнейшие и наиболее авторитетные в данной области, в самом начале выражают свою благодарность Тому, Кто является источником всякого знания и всей мудрости и Кто достоин всей славы — что, как я считаю, вполне естественно для христианина. А вот у отечественных авторов я такого не замечал — интересно, почему?

пятница, 26 декабря 2014 г.

О мёртвых среди живых

Как-то очень давно читал интересный рассказ английской писательницы XIX в. Амелии Эдвардс «Карета-призрак». Сюжет такой: некий джентльмен, от лица которого ведётся повествование, отправившись в одиночку на охоту, заблудился в лесу и попал в метель. Шансов выбраться практически нет, но, после некоторых приключений, он находит дорогу и встречает почтовую карету, которая проезжает это место раз в сутки. Дождавшись её, он с радостью заскакивает вовнутрь, не веря своему счастью. Но через какое-то время он замечает, что карета уж очень необычная: она вся полностью обветшала и едва ли не разваливается на ходу, чувствуется запах сырости, доски пола под ногами сгнили, а пассажиры, трое мужчин, не отвечают на его попытки завязать разговор. Пытаясь открыть окно, которое покрылось толстым слоем плесени, он вдруг столкнулся взглядом с одним из пассажиров: это был... мертвец. Бледное лицо, страшный оскал зубов, истлевшая одежда, покрытая могильной землёй... Как и все остальные, сидевшие в карете — живым был только он один.
Этот рассказ мне вспомнился, когда я, в уходящем году, в очередной раз задумался о состоянии земной церкви — не той, которая истинное Тело Христово, невидимое «собрание верных», искупленных Христом, а именно земной — и многих тех, кто её наполняет. С виду это живые, ревностные христиане, они также ходят на богослужения, молятся, поют гимны, даже проповедуют и руководят общинами. И таковыми они могут казаться на протяжении многих лет. Но при ближайшем рассмотрении вдруг выясняется, что на самом деле это — духовные мертвецы, так и не пережившие подлинного возрождения, мертвецы, просто носящие маски живых. Они не стали таковыми, они ими были всегда, и рано или поздно наступает момент, когда их подлинная сущность становится явной — для тех, кто живы, конечно. Обстоятельства, при которых это открывается, могут быть самыми разными и самыми неожиданными. А кто-то, возможно, будет обманывать себя и других до Дня Суда, когда таковым будет сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

среда, 24 декабря 2014 г.

Смысл Рождества

«Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2:11).
Рождество — это приговор неискупленному человечеству и его попыткам достичь Бога и обрести спасение любыми путями: будучи, вследствие грехопадения, отделённым от Бога огромной, непреодолимой пропастью, оно нуждалось в том, чтобы Он Сам сошёл к нему с небес — в Его Воплощении и искупительной смерти.