Долго колебался, прежде, чем поместить в заголовок слова гётевского Мефистофеля, который, выдавая себя за Фауста, давал наставление свежеприбывшему студенту, однако для многих этот совет был бы очень кстати: мне нередко приходилось сталкиваться с весьма категоричным заявлением, что христианская вера несовместима с логикой. Причём эта очевидная глупость (впрочем, как и многие другие) воспринимается многими, как нечто само собой разумеющееся и не требующее ни только какого бы то ни было обоснования, но и даже знакомства как с христианством, так и с самой логикой. И поскольку полезность этой науки сложно переоценить, а в наше время, к сожалению, ей не уделяется такого внимания, как это делалось в «дремучем средневековье» (именно с неё начиналось обучение в университетах), то с удовольствием предложу всем интересующимся самый что ни на есть классический учебник логики, который использовался на протяжении целого столетия в Оксфорде, а также был основным в университетах Кембриджа, Гарварда и Йеля. Находится он в свободном доступе в любом удобном для чтения виде (хотя лично я предпочёл в своё время заказать его из Англии, благо стоило это совсем недорого): Logic, or The Right Use of Reason in the Enquiry After Truth With a Variety of Rules to Guard Against Error in the Affairs of Religion and Human Life, as well as in the Sciences. Правда, автором его был... нонконформистский пастор и автор нескольких сотен христианских гимнов Исаак Уоттс (Watts, Isaac), (1674–1748) – видимо, ни ему, ни руководству лучших университетов было не дано понять, что «христианство с логикой несовместимы»...
Ну а тем, кто осилит эту книгу, возможно, ещё более интересным покажется продолжение: The improvement of the mind: or, a supplement to the art of logic: containing a variety of remarks and rules for the attainment and communication of useful knowledge in religion, in the sciences, and in common life, в котором автор даёт весьма полезные советы по наблюдению за окружающим миром (Исаак Уоттс был также автором учебника по астрономии и географии), приобретению знаний, грамотному чтению и анализу прочитанного, улучшению памяти, изучению иностранных языков, ведению дискуссий и многому другому (доступен также краткий конспект, позволяющий получить общее представление о книге).
Ну а тем, кто осилит эту книгу, возможно, ещё более интересным покажется продолжение: The improvement of the mind: or, a supplement to the art of logic: containing a variety of remarks and rules for the attainment and communication of useful knowledge in religion, in the sciences, and in common life, в котором автор даёт весьма полезные советы по наблюдению за окружающим миром (Исаак Уоттс был также автором учебника по астрономии и географии), приобретению знаний, грамотному чтению и анализу прочитанного, улучшению памяти, изучению иностранных языков, ведению дискуссий и многому другому (доступен также краткий конспект, позволяющий получить общее представление о книге).
5 комментариев:
Христианство действительно не вписывается в логику. Многие христианские постулаты изначально логически противоречивы. Другой вопрос, стоит ли требовать безусловного подчинения основ веры логике.
О каких именно постулатах идёт речь?
Триединость Бога, свободная воля и Божий промысел, понятие Богочеловека и т.д.
Скажем так, они сложны для понимания в силу ограниченности нашего разума и непостижимости природы Бога и Его промысла, но вот можно ли назвать их логически противоречивыми, я не уверен...
Причины противоречий могут быть различные (ограниченность разума, сложность понятий и т.д.), но то, что христианство на этих противоречиях построено - очевидный факт. Например, догматическая формула о наличии свободной воли противоречит тому, что все происходит по воле Божьей. Разные конфессии эту проблему решают по-разному: кто-то говорит, что Бог не стеснен нашей логикой, кто-то подчиняет волю человека воле Бога. Чрезмерное увлечение логикой, мне кажется, всегда приводит в тупик. В качестве иллюстраций можно привести Нестора, Ария или Чарльза Тейза Рассела.
Отправить комментарий