воскресенье, 12 августа 2012 г.

Художник всегда прав? или Грустные размышления об искусстве

С детства нам внушали, что «учитель всегда прав», затем, с возрастом, место учителя занял начальник, который тоже «всегда прав». Периодически говорится о том, что всегда прав клиент и покупатель — но я этому не верю (в частности, исходя из личного опыта). А на днях к «всегда правым» добавился... художник: перед концертом в интервью газете «Коммерсант» певица Мадонна, призвав простить участниц скандальной панк-группы Pussy Riot за «панк-молебен» в храме, заявила, что «Художник всегда прав, когда он выражает себя». По большому счёту, к заявляниям «каждой заморской бляди, тем более пятидесятилетней», как метко назвал её в своё время протодиакон Андрей Кураев, вряд ли стоило бы относиться столь серьёзно (если вдуматься, с какой стати он должен быть прав? кто так решил? на каком основании? кто имеет право причислять себя к художникам? до каких границ может доходить это самовыражение? и т.д.), однако помимо пресловутой «заморской бляди» «уважать принцип свободы, без которой творчество невозможно» призвал российские власти глава министерства культуры Франции Орели Филиппетти, а спецпредставитель ООН по культурным правам Фарида Шахид призвала Россию немедленно прекратить преследование «деятелей социального искусства»(!). Аналогичные заявления поступили от депутатов бундестага. За всем этим стоит целая философия современного постхристианского общества. Уже не первое десятилетие уничтожаются абсолюты, стираются привычные границы между добром и злом, добродетелью и пороком, красотой и уродством. «Права человека» давно стали надёжным убежищем для преступников и асоциальных личностей, а «тирания индивидуума», который может теперь позволить себе практически всё (если, конечно, это находится в русле господствующей лево-либеральной идеологии и не выходит за чётко определённые рамки «политкорректности»), подчас доходит до абсурда. И вот теперь обычное хулиганство называется «самовыражением художника» и «социальным искусством».
Впрочем, удивляться тут нечему: процесс начался уже больше столетия назад: переосмысление и, в конечном счёте, отказ от традиционных духовных (христианских) и культурных ценностей, дух протеста и разрушения проявился в искусстве авангардизма (дадаизма, кубизма, супрематизма и пр.) и его ранней ступени — модернизма, а затем — в так называемом «современном искусстве», составной частью которого и стали всевозможные эпатажные перформансы, хэппенинги и «инсталляциями» (попросту, кучи разного хлама). Новому «искусству» были свойственны отказ от реализма, примитивность форм, хаотичность, деструктивность, крайний субъективизм. Искусство, по сути дела, превратилось в антиискусство. На смену старым мастерам прошлых веков пришли эпатирующие бездари, аферисты или просто не совсем адекватные люди типа Матисса, Малевича, Кунинга, Ротко и другие, которые стали выдавать нелепую мазню за шедевры искусства («Безобразие, что это, осел хвостом писал или что?» — возмутился Н.С.Хрущёв, посетивший выставку авангарда. «Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует»), а плоды своего больного воображения — за некое особое «видение мира», якобы недоступное «непосвящённым». Однако «раскручивание» новомодного и «прогрессивного» направления в искусстве сделало своё дело: зомбированные либеральной пропагандой восторженные почитатели восхищаются «Чёрным квадратом» Малевича (ну как тут не вспомнить сказку Андерсена про голого короля!), «шедеврами» алкоголика Джексона Поллока, разбрызгивавшего краску на холст, толстосумы платят за это десятки миллионов долларов, а знаменитую Берлинскую картинную галерею собираются освобождать под «современное искусство». Что, в общем-то, весьма символично для города, где мэр — открытый гомосексуалист, а недавний традиционный гей-парад собрал 700 тысяч(!) человек: новые «ценности» приходят на место традиционных, пороки и извращения (нравственные и культурные) — на место красоты и добродетели.
Не приходится удивляться, что в «новом искусстве» нередко проявляется явная антихристианская направленность, что выражается в кощунстве и надругательстве над христианской символикой. Акция Pussy Riot — лишь одно из звеньев в этой цепи.

P.S. Примечательно, что панк-группа Pussy Riot стала кандидатом на премию Кандинского, которая вручается в России за достижения в области современного искусства.

Комментариев нет: