воскресенье, 3 января 2010 г.

О некоторых психологических изысканиях

На днях случайно наткнулся на статью:

(Оригинал: Husband's affairs are good for marriage claims French psychologist)

Первой реакцией было отвращение. При всём моём достаточно скептическом отношении к светской психологии и психиатрии, и там иногда можно отыскать крупицы чего-то здравого (в басне И.А.Крылова петух нашёл жемчужное зерно даже в навозной куче – случайно), но когда психолог (или тот, кто причисляет себя к таковым) использует откровенно псевдонаучный бред для пропаганды самого обычного <censored>, то это уже не лезет ни в какие ворота. Особенно в свете утверждения многих атеистов о том, что мораль возможна и без веры в Бога (что-то типа «вы боитесь согрешить из страха, а мы просто живём по совести»). Может быть, и возможна (не буду отрицать, что среди атеистов попадаются вполне порядочные и нравственные люди), только вот хотелось бы уточнить: какая именно? Что считать моральным, а что – безнравственным? И, опять-таки, где критерии? Слишком уж изменчива и непостоянна эта «мораль без Бога»: если раньше позором считался блуд, то сейчас «ханжеством» и «лицемерием» провозглашается целомудрие; если совсем недавно изгоем в обществе делал человека содомский грех, то теперь одно из самых страшных преступлений против общественной нравственности – это «гомофобия», а «парады гордости» стали праздничным событием в столицах когда-то христианских стран. Добралась мирская мораль и до семьи: объектом нападок становится супружеская верность, которую автор объясняет ни чем иным, как трусостью и ущербностью, бросая вызов библейскому принципу святости брака и заповеди «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14; Второзаконие 5:18), за нарушение которой в Ветхом Завете предписывалась смертная казнь (Левит 20:10; Второзаконие 22:22). Новый же Завет однозначно говорит о том, что пребывание в данном грехе обрекает человека на вечную погибель: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ... ни прелюбодеи... Царства Божия не наследуют» (1-е Посл. к Коринфянам 6:9-10); «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Посл. к Евреям 13:4).
Но после некоторого размышления пришёл к выводу, что именно такой точки зрения и можно было ожидать от неверующего «психолога»: ведь если человек – это всего лишь высокоразвитое животное, то всё, что ему остаётся – это следовать природным инстинктам, получая максимум удовольствия и не обременяя себя нелепыми предрассудками ("Let's do it like they do on the Discovery Channel"); если Бог – это выдумка, то придерживаться христианской морали, целомудрия и супружеской верности (равно как и призывать к этому других) не только глупо, но и вредно. Особенно если учесть, что Св.Писание запрещает не только добрачные связи и супружескую измену, но и разводы.
На этом фоне становится понятным, почему Христианство вызывает у многих такое резкое неприятие: причины отнюдь не в мифических «интеллектуальных проблемах», не в «ханжестве и лицемерии церковников» и уж тем более не в Крестовых походах или средневековой Инквизиции, как это нередко пытаются представить – проблема в любви ко греху, который стал образом жизни, в следовании своей порочной природе, в рабстве своим похотям боязни ответственности за свои поступки. И, сколько бы не пытались богоненавистники убеждать самих себя (прежде всего) и других, что «вера – это для слабых», постоянная борьба со своими греховными страстями, чего требует Христианство, им явно не по силам: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1-е Посл. к Фессалоникийцам 4:3-5,7). Остаётся только заниматься самообманом, оправдывая свою порочность псевдонаукой и уподобляясь персонажу басни И.А.Крылова «Лисица и виноград». Только вот рано или поздно, но, как говорится, всему хорошему приходит конец: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Посл. к Галатам 6:7).

Мука прелюбодейцам. Фрагмент иконы «Страшный суд», XVIII в.

3 комментария:

Леон комментирует...

Спасибо, брат не только за эту статью, но и за блог, который приятен глазу, и легко читаемый стиль.

Hermit комментирует...

Спасибо, Леон, на добром слове! Буду продолжать стараться.

drinian комментирует...

Сама госпожа Вайан покончила с браком более 20 лет назад. И в этом контексте ее рассуждения о путях достижения счастья в семейной жизни звучат малоубедительно с чисто практической точки зрения. Это как раз тот случай, когда работает аргумент "Medice, cura te ipsum!".