четверг, 19 ноября 2009 г.

Soli Deo Gloria или Размышления о гимне

Инициатива депутата-коммуниста Бориса Кашина, который выступил с предложением заменить в государственном гимне РФ слова «хранимая Богом родная земля» на «хранимая нами родная земля» вызвала весьма неоднозначную реакцию: одни (их, похоже, большинство) категорически протестуют, другие (в основном, атеисты) столь же категорически эту инициативу поддерживают, ссылаясь на то, что Россия — это светское государство, и упоминание о Боге в её государственном гимне нарушает конституционный принцип свободы совести и навязывает атеистам неприемлемое для них мировоззрение.
А вот я, будучи верующим, тоже считаю это неуместным. Не потому, что меня каким-то образом беспокоят «оскорблённые чувства» атеистов: для меня, как для христианина, важнее угодить Богу, воздав Ему ту хвалу, которой Он достоин, а не богоненавистникам, которые, кстати, не слишком сильно беспокоились о чувствах верующих на протяжении 70 лет. (Да и всем, в любом случае, не угодишь: этак можно уподобиться персонажу другого произведения С.Михалкова — басни «Слон-живописец».) И даже не потому, что безбожное, погрязшее в пороках общество, где безраздельно правят бал беззаконие, коррупция, воровство, вопиющая социальная несправедливость и уже ставшие привычными чёрствость и хамство (причём настолько, что улыбки и доброжелательность иностранцев — особенно столь ненавистных многими американцев — воспринимаются не иначе, как лицемерие), с Богом явно не в лучших отношениях (как поётся в одном из старых христианских гимнов, Бог прежде всего хранит «от греха, порока, зла»). Главное в том, что гимн, в котором упоминается Имя Божие, вовсе не Богу воздаёт славу, а стране, державе, отчизне... «Славы Моей не дам иному» (Кн. пророка Исайи, 42:8; 48:11) — говорит Господь. Только Он и больше никто достоин прославления. В Послании к Римлянам (1-я глава) нежелание возблагодарить и прославить Бога расценивается Апостолом Павлом как первый признак отступничества, а царь Ирод, с удовольствием принимавший хвалу от своих подданных, «за то, что он не воздал славы Богу... быв изъеден червями, умер» (Деяния Апостолов 12:23).
Я отнюдь не против здорового патриотизма (долг христианина — всячески заботиться о благополучии своего народа и страны), но он не должен переходить рамки допустимого: нельзя, любя свою страну, превозноситься над всем миром и заниматься безудержным самовосхвалением (гордыня — это вообще великий грех); нельзя, болея за сборную команду страны, в которой живёшь, использовать «военную» риторику и вспоминать, к примеру, в связи с матчем со шведами про Полтаву, а с французами — про Бородино или дуэль Пушкина с Дантесом (спорт вообще призван объединять людей и нести мир, а не нагнетать вражду); и нельзя, упоминая Бога в государственном гимне, решать за Него, чью именно «родную землю» Он хранит или должен хранить — за всю историю человечества немало великих империй и цивилизаций кануло в небытие, и однажды это произойдёт со всем миром. Бога можно только смиренно просить, как это делается, например, в гимне Новой Зеландии, который представляет собой молитвенное обращение к Богу с просьбой не только сохранить страну от врагов, раздоров, ненависти и коррупции (и, судя по тому, что Новая Зеландия, согласно рейтингу организации Transparency International, в очередной оказывается одной из наименее подверженных коррупции стран, от этого Бог её действительно хранит, чего, к сожалению, не скажешь о России – впрочем, Его об этом и не просят), но и приумножить любовь (Let our love for Thee increase) и даровать верность Ему (Make us faithful unto Thee).
Так что петь гимн в нынешней его редакции будет не с руки, пожалуй, не только атеистам, но и тем, для кого кощунство упоминать Имя Божие всуе и уж тем более подменять Его отчизной или державой. Настоящее отечество христианина не здесь: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Послание к Филиппийцам 3:20).
«Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество» (Св. Василий Великий).

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Да нашли к чему придератся

Hermit комментирует...

Erkin, если для Вас это столь же не принципиально, как и правописание (в слове придираться Вы умудрились сделать две ошибки), то для меня это кощунство. По каким причинам - я уже объяснил: я чту Бога и не считаю допустимым упоминание Его Имени всуе, равно как и подмену Его чем бы то ни было.